четверг, 27 января 2011 г.

История портрета

 ДЕЛО ОБ ОДНОМ ЗАБЛУЖДЕНИИ
Дарья Мищенко.
В изобразительном искусстве словом «атрибут» (от латинского attribuo — придаю, наделяю) обозначают отличительный признак изображаемого героя, будь то божество, символическая или аллегорическая фигура. Например, в античном искусстве неотъемлемый вещественный атрибут Геракла — палица; атрибут богини правосудия — повязка на глазах и весы в руках. Иное значение имеет слово «атрибуция» (от латинского attributio — приписывание) — установление авторов анонимных произведений искусства, времени и места их создания (художественной школы, страны и других характеристик).
Долгое время живописные полотна в Европе оставались анонимными. Согласно средневековым представлениям, художнику следовало подражать великим мастерам и скромно скрывать своё «недостойное» имя. Подпись автора стала появляться на живописных полотнах только в XIV веке, но она никогда не была обязательной. Зато каноны изображения мифических сюжетов, исторических или библейских персонажей были определены очень подробно. Опираясь на них, искусствоведы и узнают, что изображено на картине. Но зачастую приходится только догадываться, какое море разбивается о скалы на этой картине и чьё лицо смотрит на нас с этого портрета?
Информацию о произведении искусства специалисты черпают из разных источников, назовём их «внешними» и «внутренними». К «внешним» относятся архивные документы: описи имущества и инвентарные списки, личные письма, дневниковые записи. «Внутренние» источники — это та информация, которую можно извлечь из самого произведения. Так, манера письма, состав красок, цветовая гамма выдают автора картины, детали костюма и предметы обстановки могут рассказать о времени её создания, особенности пейзажа — о месте.
Как работает искусствовед, атрибутируя то или иное произведение, капользуется и с какими трудностями сталкивается?
Обратимся к истории атрибуции портрета работы Ореста Адамовича Кипренского, известного как «портрет Давыдова». 
В 1836 году, после смерти Кипренского, картины, хранившиеся в его мастерской в Риме, перевезли в Санкт-Петербург. Годом позже, в 1837-м, Академия художеств приобрела у наследников несколько работ художника. Среди них был портрет щеголеватого молодого человека в гусарском мундире. В «Описи вещам, принадлежавшим покойному… Кипренскому» это полотно упоминается как «портрет г. Давыдова в гусарском мундире».
В России того времени, впрочем как и сегодня, фамилия Давыдов ассоциировалась с образом бравого партизана, героя Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова.
Видимо, поэтому в 1842 году в каталоге Музея Академии художеств эта картина значится как «портрет Дениса Васильевича Давыдова». Когда в 1897 году Академия художеств передала картину в Русский музей, никто не сомневался в правильности её названия.
Полвека спустя, в 1948 году, вышла в свет книга известного искусствоведа Э. Н. Ацаркиной «Орест Кипренский». В ней впервые заявлено, что атрибуция портрета, хранящегося в Русском музее, проведена неверно. Ацаркина обнаружила в архиве реестр картин Кипренского, составленный самим художником в 1831 году. В реестре упоминается «портрет Ев. В. Давыдова в лейб-гусарском мундире, почти в целой рост картина писана в 1809 году, в Москве». Автор книги предположила, что на портрете изображён младший брат Дениса Давыдова Евдоким Васильевич Давыдов.
Эта гипотеза казалась вполне правдоподобной, но дальнейшая работа с архивными документами показала, что и она не верна. В статье «Новая атрибуция произведения О. А. Кипренского», опубликованной в № 6 журнала «Искусство» за 1954 год, утверждалось, что Евдоким Васильевич Давыдов был кавалергардом, а значит, не мог носить гусарский мундир. Но зато гусаром был его двоюродный брат Евграф Владимирович Давыдов. Именно его портрет, по мнению авторов статьи, написал Кипренский.

Гусар в царской армии — служащий лёгкой кавалерии. Первоначально так называли венгерских легкоконных воинов. Предположительно слово происходит от крика hussa (ура), с которым кавалеристы шли в атаку.

Кавалергард в царской армии — служащий гвардейской тяжёлой кавалерии. В особо торжественных случаях кавалергарды были почётной стражей членов императорской семьи.

Лейб-гвардия — личная охрана императора, а также вообще любые отборные гвардейские части царской российской армии. Название происходит от немецкого слова Leib (тело).

С тех пор вопрос об атрибуции картины поднимался не раз. И только в 1962 году была наконец поставлена точка в этом вопросе. Специалисты признали, что на данной картине О. А. Кипренского изображён Евграф Владимирович Давыдов*.
Сложной оказалась судьба не только портрета, но и самого Евграфа Владимировича Давыдова. Он участвовал во всех крупных сражениях того времени: под Аустерлицем (1805), под Островком (1812), под Люценом (1813). За отвагу в сражении под Лейпцигом (1813) получил три ордена.
Е. В. Давыдов умер в 1823 году в возрасте 47 лет, но его образ, запечатлённый Кипренским, вот уже два столетия ассоциируется у нас с представлениями о благородстве и отваге, а сегодня
благодаря исследованиям искусствоведов мы знаем и имя этого героя.

_______
* В № 10 за 2010 г., на с. 91 под этой картиной стоит подпись, которой придерживались ранее.

Статья из журнала "Наука и Жизнь"  № 1 - за  2011 год.

Действительно, если сравнить висящий в Эрмитаже портрет  генерал-лейтенанта Дениса Васильевича Давыдова кисти Джорджа Доу 

и полотно, написанное Кипренским, то ясно, что на них изображены  разные люди. 
Не представляю, как в "Науке и Жизни" за 2010 год в статье историка Александра Алексеева "Недаром помнит вся Россия..." под этим портретом могла появиться  подпись: "Герой Отечественной войны 1812 года, поэт, легендарный гусар, партизан Денис Васильевич Давыдов (1784 —1839).
Художник О. Кипренский."
Ведь ещё в застойном 1982 году (это при Брежневе) была выпущена почтовая марка, подпись под которой говорит иное:


Комментариев нет: