суббота, 30 апреля 2011 г.

Александр Евгеньевич Яковлев (1887-1938) - продолжение

Aia, Женщина Рассы Банда
Масло, холст
25½ x 18¼ дюйма (64.8 x 46.4 см)
Cимволический образ знаменитого ‘Черного рейда’ – экспедиции Ситроена в Центральную Африку, Аia, Женщина Рассы Банда являет собой выдающийся образец живописной журналистики. Известная по многочисленным выставкам и иллюстрациям картина Яковлева – яркий пример чуткой интуиции художника и отточенности мастерства, которые создают в работе невидимый эмоциональный фон, тем самым делая его портретную живопись большим, чем просто этнографическое документирование. В промежутке между двумя войнами состоялись первые авиаперелеты между Францией и Африкой, что еще больше подогрело интерес публики к таинственному континенту. Заманчивость экзотики дала возможность Андре Ситроену, основавшему одноименную автомобилестроительную компанию в 1919 году, разрекламировать свои автомобили заинтересованной международной аудитории с помощью серии трансконтинентальных автопробегов. С 28 октября 1924 по 26 июня 1925 года путь экспедиции ‘Черный рейд’, состоявшей из восьми полугусеничных автомобилей, пролегал по африканскому континенту с севера на юг, от Коломб-Бешара до Кейптауна.
Во внедорожниках, которые в 1922 году начал изготавливать Ситроен, использовался уникальный гусеничный ход конструкции Кегресса, способный справиться с любым бездорожьем. Трудно переоценить эти экспедиции: сделав доступными столь удаленные уголки земли, участники рейда стали символом индустриального прогресса и приковали к себе внимание мировой общественности. Экспедицию возглавил Жорж-Мари Хаардт, его помощником был Луи Одуэн Дюрбей, а всего команда ‘Черного рейда’ насчитывала 17 человек, включая опрератора Леона Пурье и Александра Яковлева, которому поручили задокументировать это выдающиеся приключение. Эта задача была по силам Яковлеву: он отличался природным любопытством и инстинктивно стремился запечатлеть все новое, что видел; кроме того, он умел работать быстро в сложных условиях. К тому же, он обладал харизмой, которой часто пользовался в дипломатических целях: его обаяние помогало улаживать конфликты между местным населением и путешественниками, а пастельные портреты руки ‘русского чародея’ были способны наладить взаимопонимание и даже помогали завязать дружбу. В январе 1925 года экспедиция добралась до Ялинги, где Яковлев задумал портрет Аia, Женщина Рассы Банда. Племя населяло район Убанги-Шари. Тогда это была французская территория в Центральной Африке, которая позже, 13 августа 1960 года, стала Центральной Африканской республикой.
Аia, женщина из племени Банда представляет собой портретную стилизацию и отражает страсть Яковлева к передаче четких очертаний. Портрет сочетает в себе точные этнографические детали и присущий автору гуманизм. Аia смотрит в сторону; ее благородный профиль создает рельеф на фоне лазурного неба. Подробное воспроизведение рисунка ритуальных шрамов на лице говорит о наблюдательности художника; об этом же свидетельствует и другой набросок шрамов на теле, сделанный на том же листе, что и этюд пастелью для данного портрета. Яковлев прибегает к упрощенной перспективе в изображении вида деревни на заднем плане. Гладкие очертания лица модели контрастируют с жирными перекрестными мазками, которыми написаны хижины, в результате чего Аiа выдвигается на первый план, словно выходя из своего окружения. Компактная композиция, столь любимая Яковлевым, придает портрету абстрактность: отсутствие индивидуальности в выражении лица, отведенный взгляд, - и в результате героиня изображена в своей среде, но и в то же время, вне ее. В портрете также чувствуется влияние предшественников художника: композиция, техника и выразительность напоминают Старых Мастеров, в частности, художников флорентийского кватроченто. Одна картина Пьеро ди Косимо (ок. 1462-1521) (рис.1), копию с которой сделал Константин Сомов, подчеркивает эту связь. Действительно, до отъезда из России вместе со своим другом и соратником Василие
Караван верблюдов в Сахаре
Исполнено в 1924 году
Темпера, бумага, наклеенная на картон.
19 x 24¾ дюйма (48.3 x 62.8 см)
Натюрморт с кувшином и яблоками
Исполнено в 1929 году
Масло, холст. 22 x 13¾ дюйма (55.9 x 35 см)
Этюд  деревни Убанги Шари
Исполнен в 1929 году.
Масло, холст, наклеенный на картон
18 x 21 5/8 дюйма (45.7 x 54.9 см)
Натюрморт с острова Капри
Исполнено в 1929 году
Масло, холст. 25¾ x 37 дюймов (65.4 x 94 см)
Натюрморт с рыбой
Исполнено в 1919 году
Гуашь на бумаге
18¾ x 23 дюйма (47.6 x 58.4 см)
Эскиз в эфиопской деревне в районе Аддис-Абебы
Исполнено в 1928 году
Гуашь, бумага, наклеенная на картон.
14½ x 20¾ дюйма (36.8 x 52.7 см)
Понимаю, что звучит несколько необычно, но может быть кому-нибудь надо купить молоковоз? В хозяйстве пригодится.

Комментариев нет: