вторник, 11 декабря 2012 г.

Портрет итальянского математика, автора двойной записи в бухгалтерии Луки Пачоли

Итальянский художник, подписавшийся «Iaco.Bar». Портрет Луки Пачоли 1495 г. (?). Холст, масло 99x120 см. Национальный музей Каподимонте, Неаполь
Из журнала "Великие музеи мира" № 14. "Национальный музей Каподимонте. Неаполь":
Полная загадок для интеллектуалов, картина представляет собой, вероятнее всего, портрет Луки Пачоли, автора трактата «Сумма арифметики», пользовавшегося заслуженной славой в эпоху гуманизма, и книги «Божественная пропорция», иллюстрированной шестьюдесятью гравюрами друга Пачоли - Леонардо да Винчи. В картине присутствует много ссылок на первый из двух трактатов и на Эвклида: два полиэдра, один слева, другой - опирающийся на книгу, могли бы служить также символикой учения Пачоли, в то время как надпись на срезе закрытого фолианта «li.r.luc.bur.», вероятнее всего, указывает на его «Арифметические вычисления». К Эвклиду же ведет открытый том, на котором можно прочитать «liber хш». Это предположительно последняя книга из его «Начал», поскольку имя математика довольно ясно читается по краю грифельной доски с изображением его теоремы. Загадочной остается личность персонажа, стоящего справа. Несомненно, это ученик Пачоли, в котором некоторые пожелали узнать герцога Урбинского Гвидобальдо, изучавшего математику. Тайной покрыто и авторство картины. На листочке бумаги читается надпись: «iaco.bar.vigen/nis р. 1495». Это мог бы быть венецианец Якопо де Барбари - автор знаменитого вида Венеции с высоты птичьего полета, однако, для подобного утверждения слишком мало адекватных стилистических совпадений. Согласно Беренсону, это произведение венецианской школы. Другие настаивают на урбинском происхождении картины, выдвигая предположение, что это местный художник, последователь Берругете или другого испанского художника, который находился под влиянием Альвизе Виварини и Чима да Конельяно.
(Слева вверху) Действительно, красив этот наполненный водой полиэдр. В нем отражается фасад здания, напоминающего дворец герцогов Урбинских. В этом случае, урбинское происхождение картины подтверждается. Кое-кто даже высказался о существовании утерянного прототипа портрета монаха кисти самого Пьеро делла Франческа.
Гипотезу, что на портрете изображен Гвидобаяьдо (родившийся в 1472 году), укрепляет посвящение ему первого издания книги «Сумма арифметики, геометрии, пропорций и пропорциональности», отпечатанной в Венеции в типографии Паганино Паганини в 1494 году (именно этот год указан на клочке бумаги).
(На листке бумаги в правом нижнем углу) Можно разобрать размытый текст: «Liber reverendi Luca Burgensis» (то есть, из Борго Сан Сеполькро, места рождения Пачоли). Кроме книги, которая не может быть «О божественной пропорции», потому что она была впервые издана в 1509 году, на столе много других чудесных предметов: компас, гониометр, мел, губка, футляр, чернильница.
Маттиа Гаэта

Сейчас мало, кто знает, какие открытия сделал Лука Пачоли в математики, но большинству бухгалтеров его имя должно быть знакомо, так именно благодаря ему каждая бухгалтерская операция должна отражаться на двух счетах - активном и пассивном. 

Комментариев нет: