понедельник, 30 января 2017 г.

Маттиа Прети — «Клоринда спасает Олинда и Софронию от костра»

Маттиа Прети. Клоринда спасает Олинда и Софронию от костра. Исполнено в 1646 г. Холст, масло, 248 х 245 см.   В коллекции Музея Страда Нуова (Генуя) с 1684 г.
Из альманаха "Великие музеи мира" №30 "Музей Страда Нуова. Генуя":
Во второй песне «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо рассказывает об Олинде и Софронии, которые, дабы предотвратить резню христиан, которой грозил Аладин за кощунственную кражу из мечети в Иерусалиме, в благородном порыве, движимые любовью, оговаривают себя, пытаясь помочь сохранению христианской общины. Но вот Клоринда, знаменитая персидская героиня, только что пришедшая в Иерусалим для участия в мусульманском сопротивлении, видя мужество и предполагая невиновность этих людей, уже прикованных к столбу для сожжения, убеждает Аладина освободить их, в обмен предлагая свои услуги в бою. Прети подчеркивает не столько фигуры персонажей, которые, хоть и находятся на переднем плане, сдвинуты к краю сцены, как участие толпы в этом событии, придавая ей хоровое звучание, хорошо подходящее для передачи героической поэмы, в которой каждое действие рассматривается с точки зрения общего блага. Картина была заказана кардиналом Джан Баттистой Паллоттой как парная к картине с изображением Дамона и Финтим - еще одного символического примера героической дружбы, созданного Гверчино в 1646 году. В те годы Маттиа Прети находился в Риме, и неовенецианское влияние, которое можно найти в этом полотне, особенно в умении, по примеру Веронезе, создавать большие перспективные пространства, обогащается широким, подвижным настроем, с драматическими акцентами, приглушенными знакомством с эмильянским классицизмом Гверчино. 

 Маттиа Прети (1613— 1699) — итальянский художник. неаполитанской школы, был учеником Джованни Баттисты Караччиоло и принадлежал к школе караваджистов. Приблизительно в возрасте 17 лет он переезжает в Рим, где и проводит большую часть своей карьеры. В 1653 году он переезжает в Неаполь, где знакомится с Лукой Джордано, также оказавшим на него большое влияние. Заключительную часть жизни (примерно с 1660 года) художник проводит на Мальте, что связано с тем, что он был посвящён в рыцари Мальтийского ордена.

Комментариев нет: