понедельник, 9 июля 2012 г.

Ян Вермеер ван Дельфский (1632—1675)

Ян Вермеер ван Дельфский (1632—1675). «Девушка в красной шляпе». Дерево, масло. 23,2 х 18,1 см. Исполнено в 1665-66 гг. Национальная галерея, Вашингтон
Из журнала "Великие музеи мира" №9 "Национальная галерея искусств. Вашингтон": 
Маленький стол неоднократно вызывал дискуссии среди критиков, которые, в некоторых случаях, отрицали авторство художника по формальным причинам. На самом деле, это, вероятно, единственная картина, написанная на дереве, вместо привычного холста, и в этом проявляются несоответствия, препятствующие критикам атрибутировать авторство великому Голландцу. И все-таки, исследование преломления света и цветовых рефлексов, производимых им в картине, подтверждает высокий уровень, достойный кисти Вермеера. Фоном для картины служит небольшой гобелен. Крупные фигуры, изображенные на нем, и декоративная кайма соответствуют типичным моделям голландских гобеленов конца XVI века. Еще одним декоративным элементом картины являются подлокотники кресла в виде львиных голов, на которые оперлась девушка, внезапно обернувшись. Они странным образом повернуты к зрителю и неправильно выровнены, однако эта тенденция присутствует и в других произведениях художника. В любом случае, их удаленность создает достаточно места для того, чтобы девушка оперлась рукой на подлокотник, и чудесная резьба стала доступной нашему любованию ею вблизи.
Роза Джорджи
Ян Вермеер ван Дельфский (1632—1675). «Женщина, которая пишет». Холст, масло 45 х 39,9 см. Исполнено около 1665 г. Национальная галерея, Вашингтон
Из журнала "Великие музеи мира" №9 "Национальная галерея искусств. Вашингтон": 
В сюжетах Вермеера довольно редко можно увидеть, чтобы персонаж оторвался от своего занятия и повернулся к зрителю. Девушка запечатлена в момент, когда таинственный гость неожиданно отвлек ее от письма (перо в правой руке еще касается листа бумаги). И все-таки, ничего в ее взгляде и выражении лица не указывает на то, что она удивлена этим визитом, хотя глаза светятся особым вниманием к вошедшему. Тема письма, написанного молодой девушкой, в голландском искусстве традиционно носит любовный характер, который в этой картине можно соотнести только со взглядом героини, и ни с какими другими намеками и символическими указаниями, встречающимися в произведении. Личность девушки неизвестна. Существовала гипотеза, что речь могла идти о супруге Вермеера Катарине Больнее, которой во время написания картины было около тридцати четырех лет. Однако подтверждений этой гипотезы довольно мало: желтый жакет, обшитый горностаем, в который одета героиня, несомненно, мог принадлежать гардеробу Катарины, но он присутствует и в других картинах Вермеера, на других женских фигурах.
На стене комнаты - картина, очень темная, с фоном в виде маленькой семейной сцены, была определена, как натюрморт с музыкальными инструментами, где представлена также виола да гамба. Общеизвестно, что в иконографической традиции этот инструмент может иметь значение, связанное с любовью: такой элемент подтвердил бы любовный подтекст темы картины.
Гусиное перо еще касается листа почтовой бумаги. Девушка только что прервала написание письма при виде входящего персонажа, который остается неизвестным зрителю. Процесс написания, так хорошо освещенный и включающий в себя также стол, покрытый голубым сукном, основывается на таких точных формальных характеристиках, как, например, соответствие между диагоналями, образованными левым запястьем и складкой сукна.
На голове у молодой женщины шиньон из косичек, обернутых вокруг головы, с лентами, завязанными бантиками в форме звезд, по голландской моде начала 60-х годов XVII века. Ее лицо с тонкими чертами не кажется идеализированным, как в других произведениях мастера, и передано с особым вниманием к цветовым нюансам.
Ян Вермеер ван Дельфский (1632—1675). «Женщина с весами». Холст, масло 42,5 х 38 см. Исполнено около 1664 г. Национальная галерея, Вашингтон
Из журнала "Великие музеи мира" №9 "Национальная галерея искусств. Вашингтон": 
Сцена с женщиной, держащей весы, входит в группу картин Вермеера, которые могут считаться аллегорическими. Действия женщины в интерьере можно было бы считать простой жанровой сценой, если бы в картине не присутствовало изображение Страшного Суда позади героини, придающее трактовке произведения теологический контекст.
Фигура женщины, видимо, беременной, которая с большим спокойствием и вниманием уравновешивает весы, выставляя в безукоризненном равновесии их чашечки, могла бы иметь светскую интерпретацию образа Девы Марии в ожидании появления Иисуса, а также милосердной матери-заступницы. Заметно также, что на весах нет драгоценностей: ни жемчуга, ни золота. В это же время на столе лежат монеты, ожерелья и жемчужные украшения. Женщина могла служить воплощением тщеславия или мирской суеты, а все дорогие украшения приобретают смысл ценностей только в земной жизни. Другие трактования аллегорий признают в персонаже персонификацию Осторожности и Воздержания. Искусство Вермеера достигает в этой картине высшего смысла гармонии, заключающейся в кротком жесте женщины, в продуманном использовании света, который просачивается сквозь оранжевую занавеску и осторожно рассеивается по всему окружающему пространству.
Из окна, прикрытого оранжевой занавеской, просачивается теплый свет, нежно рисующий диагональ, приводящую к рассмотрению весов. Тот же свет играет бликами на золотых украшениях. Сбоку, прямо перед женщиной, виднеется зеркало: хорошо просматривается его структура, способствующая пониманию аллегории Воздержание.
Страшный Суд представляет в верхней части сцены фигуру Христа-Судьи. Только тот, кто не понимает до конца его значение и последствия, боится его, и подобное изображение кажется полностью гармонирующим со спокойствием женщины, которая могла бы быть, следовательно, образом человека, решившего жить умеренно, осторожно и воздержанно.
Маленькие ювелирные весы с двумя пустыми чашками удерживаются женщиной в полном равновесии. Для придания жесту ощущения горизонтальности и стабильности, она отводит мизинец. Инструмент, поддерживаемый в равновесии, может принимать аллегорическое значение поощрения взвешенному отношению к собственному выбору, как рекомендовал Игнатий Лойола в трактате «Духовные упражнения», конечно же, известном автору.
Ян Вермеер ван Дельфский (1632—1675). «Женщина, читающая письмо». Холст, масло 46,5 х 39 см. Исполнено около 1663 г. Государственный музей, Амстердам
Из журнала "Великие музеи мира" №8 "Государственный музей. Амстердам": 
Молчание, сосредоточенность, почти метафизическая отрешенность образа и разреженная атмосфера поддерживаются безукоризненным погружением каждого элемента в идеальную шахматную доску пространства, полноты и пустоты, цвета и тени. Эта картина является поэтическим шедевром, написанным по памяти, где огромное значение приобретает именно отсутствие «кого-то» неопределенного. На это нам указывает расстояние, пролегающее между тем, кто написал письмо, и девушкой, которая его читает: пустой стул на первом плане и географическая карта указывают на человека, который находится далеко отсюда. Композиция сведена к самой сущности, к немногим элементам и цветам. Падающий свет, оттолкнувшись от стола, преломляется на груди женщины, лазурная плазма жакета придает теням синеватый оттенок и подчеркивает губы, приоткрытые при чтении. Мастерство перспективы у Вермеера наводит на мысль, что он работал с линейкой и компасом, или разработал математическую систему для определения соотношений между элементами композиции. Так, например, ассиметрическое равновесие трех условно прямоугольных зон белой стены создает ощущение спокойной устойчивости, задумчивого покоя, конца ожидания.
Свет падает прямо, из окна слева, освещает спинку стула, крапинки металлических гвоздей на ней,и заливает беленую стену. Тени на стене приобретают неуловимый голубоватый оттенок, частично отраженный при полном свете.
Даниэла Тарабра
Ян Вермеер ван Дельфский (1632—1675). «Аллегория живописи». Дерево, масло 120 х 100 см. Исполнено в 1665-66 гг. Музей истории искусств. Вена.
Из журнала "Великие музеи мира" №19 "Музей истории искусств. Вена": 
Этот шедевр довольно трудно интерпретировать. Он может иметь в качестве литературного источника «Иконологию» Чезаре Рипа, опубликованную впервые в 1603 году и переведенную на голландский язык в 1644 году. Поскольку молодая женщина держит в руках книгу и трубу, а на голову надет лавровый венок, она может быть отождествлена с Клио, одной из муз, божеств, которые покровительствуют творческому вдохновению. Или это может быть Слава, достигнутая с помощью искусства. В данной картине Вермеер хотел воплотить тонкую аллегорию и прославление живописи, в частности, голландской, что подтверждает карта Нидерландов на заднем плане. Пол выложен белой и черной плиткой по диагонали с большим знанием перспективы. Как будто бы Вермеер обращается к «театру в театре», который Шекспир ставил на сцене на радость зрителям, наслаждающимся спектаклем, как на этой картине, за спиной автора. Занавес раздвигается и открывает мастерскую, взгляд останавливается на персонажах, освещенных мощным, насыщенным светом, и символических деталях, придающих картине необычную таинственность.
В такой детали, как люстра, проявилось необычное и редкое мастерство живописи Вермеера. Его понимание живописи в значительной мере носит интеллектуальный оттенок и углубляется благодаря научным знаниям. Масляная живопись становится для голландского художника идеальным средством для конкретизации света в четкой материальной среде.
Маска, символ скульптуры, а также комедии и трагедии, и раскрытая книга, намек на изучение архитектуры, должны означать сопоставление искусств, и среди них живопись, которая в глазах Вермеера имеет превосходство.
Набросок на холсте напоминает прическу молодой женщины у окна. художник изображён со спины, рисующим, как это часто бывает в его картинах с натуры. Он запечатлён в момент начала работы. 
Сильвия Боргезе

Художественное наследие Яна Вермеера очень невелико. Небольшое количество картин художника помноженное на его великое мастерство определяют величайшую цену этих картин. Стоимость одного небольшого полотна сопоставима с ценой всех объектов, которые предлагают агентства недвижимости в артёме по покупки и аренде жилья.

суббота, 7 июля 2012 г.

Семён Фёдорович Щедрин (1745-1804) - Доение коровы

Семён Фёдорович Щедрин (1745-1804).  Доение коровы. Исполнено в 1770-е годы. Холст, масло. 70х62 см. Псковский историко-архитектурный музей. Картинная галерея -  Semion Shchedrin (1745-1804). Milking a Cow. 1770s. Oil on canvas. 70x62 cm. The Pskov Museum of History and Architecture. Art gallery 
См. также Щедрин С.Ф. 

пятница, 6 июля 2012 г.

Мексиканская художница Фрида Кало (6.07.1907 ≈ 13.7.1954)


Frida Kahlo (6.07.1907 ≈ 13.7.1954). Self-Portrait. 1926. Oil on canvas. 31 x 23 in. Private collection, Mexico City - Фрида Кало (6.07.1907 ≈ 13.7.1954). Автопортрет. Исполнено в 1926 году. Холст, масло. 31 х 23 дюймов. Частное собрание, Мехико
Магдалена Кармен Фрида Кало и Кальдерон - мексиканская художница, известная прежде всего своими автопортретами, которые составляют более трети её творческого наследия: 55 из 143 картин. В детстве  Фрида Кало переболела полиомелитом в результате чего его левая нога была тоньше правой,  в 1925 году в результате  автокатастрофы она получает множественные травмы - у неё был сломан позвоночник, кости таза,  нога, рёбра ключица. После этого она посвящает свою жизнь живописи. 
Frida Kahlo (6.07.1907 ≈ 13.7.1954). Portrait of Diego Rivera 1937 Oil on wood 18 x 12 1/2 in. Gelman Collection, Mexico City - Фрида Кало (6.07.1907 ≈ 13.7.1954). Портрет Диего Риверы. Исполнено в 1937 году. Дерево, масло. 18 х 12 1/2 дюймов. Коллекция Гельмана, Мехико
Одним из учителей Кало был знаменитый мексиканский художник Диего Ривера. женой которого она стала.
Frida Kahlo (6.07.1907 ≈ 13.7.1954). Tree of Hope. 1946. Oil on Masonite. 22 x 16 in. Isadore Ducasse Fine Arts, New York - Фрида Кало (6.07.1907 ≈ 13.7.1954). Древо надежды. Исполнено в 1946 году. Оргалит, масло. 22 х 16 дюймов. Галерея изобразительного искусства Изадор Дюкасса , Нью-Йорк

Frida Kahlo (6.07.1907 ≈ 13.7.1954). Self-Portrait (Dedicated to Leon Trotsky). 1937. Oil on Masonite. 30 x 24 in. National Museum of Women in the Arts, Washington - Фрида Кало (6.07.1907 ≈ 13.7.1954). Автопортрет (Посвященный Лву Троцкому).Исполнено в 1937 году. Оргалит, масло. 30 х 24 дюймов. Национальная музее женщин в искусстве, Вашингтон
Фрида и Диего были активными деятелями коммунистического движения Мексики. В тридцатых годах Ривера и Кало принимали в своём доме изгнанного из СССР Льва Троцкого с которым у Фриды был роман. 
Frida Kahlo (6.07.1907 ≈ 13.7.1954). What the Water Gave Me. 1938. Oil on canvas. 38 x 30 in. Isadore Ducasse Fine Arts, New York - Фрида Кало (6.07.1907 ≈ 13.7.1954). Что даёт мне вода. Исполнено в 1938 году. Холст, масло. 38 х 30 дюймов. Галерея изобразительного искусства Изадор Дюкасса, Нью-Йорк
Сегодня, 6 июля, очередной день рождения Фриды Кало, в 2007 году в этот день в Мексике отмечался 100 летний юбилей художницы. Те жн, кому надо срочно поздравить своих друзей, коллег или родственников с днём рождения могут найти интересные тексты на www.pozdravleniyam.net, в стихах или в прозе, шутливые и прикольные для приятелей и солидные для боссов.

четверг, 5 июля 2012 г.

Иван Михайлович Селиванов (род. в 1924 г.) - "Вся власть Советам!"

Иван Михайлович Селиванов (род. в 1924 г.). "Вся власть Советам!". Исполнено в 1957 году. Бумага, цветная линогравюра. Симферопольский художественный музей - Ivan Selivanov (born 1924). "All Power to the Soviets!". 1957. Colour linocut. Simferopol Museum of Art

Селиванов Иван Михайлович (5 января 1924 г. - 2 ноября 1984 года) - график, член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР, профессор. Родился в селе Рябково Кунашского района Челябинской области. Среднее художественное образование получил в свердловске, затем окончил Киевский художественный институт, в котором стал преподавателем (с 1974 — профессор). Известны его станковые линогравюры: «Кобзарь» (1961), из сер. «Киев», «Арсенальцы» и др. В книжной графике илл. к роману Э. Войнич «Овод», к «Знаменосцам» О. Гончара, «Слово о полку Игоревеа» и др. . С 1963 года - заслуженный деятель искусств Украинской ССР.

В работе "Вся власть Советам" художник обратил внимание на необходимый атрибут агитации населения за предлагаемый проект - плакат. Известно, что во время революции и гражданской войны, когда не было интернета, телевидения, радио и газеты выходили нерегулярно наглядный плакат, показывающий, кто есть власть, имел громадное значение. Именно для этого стали выходить ОКНА РОСТА, которыми заведовал поэт Маяковский. Сейчас несмотря на наличие современных средств информирования плакаты, билборды всё ещё актуальны. Обычно желающие продвинуть свой проект или товар комплексно используют все виды рекламы и плакаты увиденные человеком на улице имеют не меньшее значение, чем самые современные пиар-технологии.

среда, 4 июля 2012 г.

Немецкий художник Иоганн Георг Мейер фон Бремен (1813-1896).

Johann Georg Meyer von Bremen (German, 1813-1896) .  An Afternoon's Amusements  . Oil on canvas. 43.8 x 34.9 cm. Painted in 1863 - Иоганн Георг Мейер фон Бремен (Германия, 1813-1896). Послеобеденные развлечения. Холст, масло. 43,8 х 34,9 см. Картина написана в 1863 году 

Johann Georg Meyer von Bremen (German, 1813-1896) .  Sleeping beauty . Oil on canvas. 30.4 x 37.8 cm. Painted in 1868 - Иоганн Георг Мейер фон Бремен (Германия, 1813-1896). Спящая красавица. Холст, масло. 30,4 х 37,8 см. Картина написана в 1868 году

Johann Georg Meyer von Bremen (German, 1813-1896) . An interrrupted moment . Oil on canvas. 36.8 x 29.8 cm. Painted in 1876 -  Иоганн Георг Мейер фон Бремен (Германия, 1813-1896). В свободную минуту. Холст, масло. 36,8 х 29,8 см. Картина написана в 1876 году 
В 19-м веке лучшим занятием в свободную минуту было почитать интересный роман. Сейчас бумажные книги постепенно уходят в прошлое. Компьютер постепенно  становится основным центром притяжения. Ведь на нём не только работают и сидят в социальных сетях всемирной паутины. Он вмещает библиотеки, хранилища картин, фотографий и многое другое. Региональный интернет-магазин в Полтаве matrix-poltava предлагает ноутбуки различных конфигураций от самых простых и дешёвых до самых навороченных.
Johann Georg Meyer von Bremen (German, 1813-1896) . Betrayed  . Oil on canvas. 63.5 x 48.9 cm. Painted in 1875 - Иоганн Георг Мейер фон Бремен (Германия, 1813-1896). Обманутая. Холст, масло. 63,5 х 48,9 см. Картина написана в 1875 году

Johann Georg Meyer von Bremen (German, 1813-1896) . Schuster, Stick to Your Last . Oil on canvas. 94 x 78.1 cm. Painted in 1845 - Иоганн Георг Мейер фон Бремен (Германия, 1813-1896). Шустер, прикрепите последнюю. Холст, масло. 94 х 78,1 см. Картина написана в 1845 году

Johann Georg Meyer von Bremen (German, 1813-1896) . The Little Schoolgirl. Oil on panel. 23.5 x 17.1 cm. Painted in 1875 - Иоганн Георг Мейер фон Бремен (Германия, 1813-1896).Маленькая школьница. Дерево, масло. 23,5 х 17,1 см. Картина написана в 1875 году 

Studio of Johann Georg Meyer Von Bremen.  At the Wayside Shrine . Oil on canvas. 54 x 43 cm - Студия Иоганн Георг Мейер фон Бремен. У храма. Холст, масло. 54 х 43 см

вторник, 3 июля 2012 г.

Николай Петрович Крымов. (1884-1958) - Осень

Н.П. Крымов. (1884-1958). Осень. Исполнено в 1918 году. Холст, масло. 62х76 см. Псковский историко-архитектурный музей. Картинная галерея  - Nikolai Krymov (1884-1958). Autumn. 1918. Oil on canvas. 62x76 cm. the Pskov Museun of History & Architecture. Art gallery
См. также: НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ КРЫМОВ

понедельник, 2 июля 2012 г.

Валентин Александрович Серов (1865-1911) - Принц

В.А. Серов (1865-1911). Принц. Иллюстрация к восточной сказке. бумага, акварель. 25x17 см. Псковский историко-архитектурный музей. Картинная галерея -  Valentin Serov  (1865-1911). prince. Illustration for an Oriental fairy-tale. Water-colour on paper. 25x17 cm. The Pskov Museum of History and Architecture. Art Gallery
См. также СЕРОВ В.А. 

воскресенье, 1 июля 2012 г.

Франческо Гварди (Венеция 1712-1793)

Francesco Guardi (Venice 1712-1793). Fire in San Markuola quarter in 1789. Oil on canvas. 32x51 cm Executed in 1789 - Франческо Гварди (1712-1793). Пожар в квартале Сан Маркуола в 1789 году. Холст, масло. 32x51 см. Исполнено в 1789 году. Галерея Венецианской академии. 
Из журнала "Великие музеи мира" №13 "Галерея Академии. Венеция":
Вечером 28 декабря 1789 года крупный пожар вспыхнул на масляных складах в квартале Сан Маркуола. Франческо Гварди, несмотря на свои семьдесят восемь лет, пошел на место события, чтобы сделать две натурные зарисовки, в настоящее время хранящиеся в музее Коррер в Венеции и музее Метрополитен в Нью-Йорке. Именно к этой последней и восходит картина из Галереи, которая изображает заключительные стадии пожара. Огонь распространяется в направлении группы домов, и пожарные на крышах героически пытаются с ним справиться. Небо почти скрыто густыми клубами дыма. В композиции преобладают темные оттенки, краски наложены плотными слоями. Через них прорываются красноватые языки пламени, которые придают сцене тревожный характер. Холст, одна из последних картин Гварди, относится к документальному жанру. К живописи этого типа художник уже обращался в таких работах, как «Подъем воздушного шара в Венеции» или «Празднество в честь графов Северных». Речь идет о чисто повествовательной картине, выполненной еще в соответствии с принципами рококо, о чем свидетельствуют «фигурки», изображенные со спины. В то же время, живопись лагуны уже говорит об освоении неоклассического языка.
Лучия Импеллузо
Francesco Guardi (Venice 1712-1793). A CAPRICCIO WITH AN ELEGANT COUPLE APPROACHING AN ARCH . Oil on panel. 20.2 x 16.2 cm - Франческо Гварди (Венеция 1712-1793).Каприччио с элегантной парой подходящей к арке. Дерево, масло. 20,2 х 16,2 см

Francesco Guardi (Venice 1712-1793). A capriccio with a bridge, ruins and the lagoon. Oil on canvas . 30.5 x 51.1 cm - Франческо Гварди (Венеция 1712-1793). Каприччио с мостом, руинами и лагуной. Холст, масло. 30,5 х 51,1 см

Francesco Guardi (Venice 1712-1793). A capriccio with a ruined arch and a villa beyond, figures in the foreground, VENICE. Oil on canvas. 30.5 x 50.5 cm - Франческо Гварди (Венеция 1712-1793). Каприччио с виллой,  разрушенной аркой и фигурами на переднем плане, Венеция. Холст, масло. 30,5 х 50,5 см

Francesco Guardi (Venice 1712-1793). A capriccio with ruins and the lagoon. Oil on canvas . 30.5 x 51.1 cm - Франческо Гварди (Венеция 1712-1793).Каприччио с руинами и лагуной. Холст, масло. 30,5 х 51,1 см

Francesco Guardi (Venice 1712-1793). Capricciо of churches by the Venetian lagoon with elegant company promenading. Oil on panel. 13.3 x 10.4 cm - Франческо Гварди (Венеция 1712-1793). Каприччио: венецианская лагуна с церковью и прогуливающейся элегантной компанией. Дерево, масло. 13,3 х 10,4 см 

Francesco Guardi (Venice 1712-1793). Capricciо of churches by the Venetian lagoon with elegant company promenading. Oil on panel. 13.3 x 10.4 cm - Франческо Гварди (Венеция 1712-1793). Каприччио: венецианская лагуна с церковью и прогуливающейся элегантной компанией. Дерево, масло. 13,3 х 10,4 см 
Francesco Guardi (Venice 1712-1793). Le repos pendant la fuite en Egypte. Oil on canvas. 35,6 x 118,4 cm - Франческо Гварди (Венеция 1712-1793).Отдых на пути в Египет. Холст, масло. 35,6 х 118,4 см

Francesco Guardi (Venice 1712-1793). THE GRAND CANAL, VENICE. Oil on canvas. 50.8 x 77.7 cm - Франческо Гварди (Венеция 1712-1793). Большой канал, Венеция. Холст, масло. 50,8 х 77,7 см

Francesco Guardi (Venice 1712-1793). The Dogana and Santa Maria della Salute, Venice, from the Riva del Grano. Oil on panel . 18 x 30.7 cm - Франческо Гварди (Венеция 1712-1793). Таможня и Санта Мария делла Салюте, Венеция, вид со стороны Большого канала. Дерево, масло. 18 х 30,7 см

Francesco Guardi (Venice 1712-1793). The Island of San Giorgio Maggiore, Venice, seen from the Bacino. Oil on panel . 18.1 x 32 cm - Франческо Гварди (Венеция 1712-1793). Остров Сан-Джорджо Маджоре, Венеция, видно со стороны залива. Дерево, масло. 18,1 х 32 см

_Francesco Guardi (Venice 1712-1793). The Isola di S. Servolo. Oil on canvas. 12.7 x 19.7 cm - Франческо Гварди (Венеция 1712-1793). Остров Св. Серволо. Холст, масло. 12,7 х 19,7 см

Francesco Guardi (Venice 1712-1793). View of Santa Maria Zobenigo, Venice . Oil on canvas. 50.17 x 83.98 cm - Франческо Гварди (Венеция 1712-1793). Вид на Санта-Мария Цобениго, Венеция. Холст, масло. 50,17 х 83,98 см