среда, 8 августа 2012 г.

Н.С. Самокиш (1860-1944) - Запорожцы у корчмы.

Н.С. Самокиш (1860-1944). Запорожцы у корчмы. Исполнено 1920-е годы. Холст, масло. Симферопольский художественный музей - Nikolai Semenovich Samokish (1860-1944). Cossacks at the inn. Performed by the 1920s. Oil on canvas. Simferopol Art Museum - Микола Семенович Самокиш (1860-1944). Запорожці у корчми. Виконано 1920-і роки. Полотно, масло. Сімферопольський художній музей 
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова: "
Самокиш, Николай Семёнович (1860-1944) - живописец, график, иллюстратор. Муж Елены Петровны Самокиш-Судковской (с 1889 г.). Родился в г. Нежине. С 1878 по 1885 г. учился в Академии художеств у П.П. Чистякова, В.И. Якоби и Б.П. Виллевальде. В 1885-1888 гг. - пенсионер Академии художеств во Франции. С 1890 г. - академик за картину "Табун на водопое" (Музей коневодства). С 1913 г. - действительный член Академии художеств. С 1923 г. - член Ассоциации художников революционной России. Автор батальных картин и рисунков из истории русских войн, Гражданской войны, истории и быта украинского народа ("Атака лейб-гвардии Литовского полка в Бородинском бою", 1911, Государственный Эрмитаж; "Переход Красной армии черех Сиваш", 1935, Симферопольский художественный музей). Крупный анималист; к числу его лучших картин относятся "Тройка" (1917, Симферополь). Руководил батальным классом в Академии художеств (1911-1917), преподавал в Харьковском художественном институте (1936-1941). С 1937 г. - заслуженный деятель искусств РСФСР. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее украинского искусства, музеях Владивостока и Севастополя.

вторник, 7 августа 2012 г.

М.А. Волошин (1877-1932) - Тревожный ветер клубится над землёй

М.А. Волошин (1877-1932). Тревожный ветер клубится над землёй. Исполнено в 1928 году. Холст, масло. Симферопольский художественный музей - M. Voloshin (1877-1932). Wind of Alarm Swirl Over the Land. 1828. Oil on canvas. Simferopol Art Museum 
Волошин (наст. Кириенко-Волошин), Максимилиан Александрович (1877-1932) - поэт, живописец и художественный критик. Учился на юридическом факультете Московского университета, наряду с литературой профессионально занимался живописью. Много жил в Париже, с 1917 г. постоянно работал в Коктебеле. Участник выставок с 1912 года (Треугольник", "Мир искусства", "Жар-цвет" и другие). Писал пейзажи (главным образом акварели, реже - темпера и гуашь). Автор статей о творчестве В.И. Сурикова, К.Ф. Богаевского, М.С. Сарьяна и других. Его работы имеются в Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского, музеях Екатеринбурга, Краснодара, Пензы, Еревана, Харькова и других..

понедельник, 6 августа 2012 г.

Б.И. Вакс (род. 1912 г.). На целине

Б.И. Вакс (род. 1912 г.).  На целине. Исполнено в 1961 году. Холст, масло.  Симферопольский художественный музей - Boris Wachs (b. 1912). On the virgin soil. Executed in 1961. Oil on canvas. Simferopol Art Museum - Борис Вакс (нар. 1912 р.). На цілині. Виконано в 1961 році. Полотно, масло. Сімферопольський художній музей
Вакс Бенцион (Борис) Иосифович (25.05.1912 - 04.08.1989). Живописец, график, художник монументального искусства (панно, роспись). Заслуженный художник Украины (с 1973). Род. 25 мая 1912 г. в Житомире - ум. 4 августа 1989 г. в Москве. Закончил Киевский художественный техникум (1929-33), преподаватель Л. Крамаренко, Харьковский художественный институт (1944-48), где обучался у С.Прохорова, А.Кокеля, Мих.Дерегуса Член ХО СХУ с 1950. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок с 1948. Персональные выставки: Харьков - 1972,1989. Преподавал в ХГХИ (1948-51).

воскресенье, 5 августа 2012 г.

Ян Стен (1626 - 1679)

Jan Havikzoon. Steen (Leiden 1626 - 1679). "DAT HEB JE NIET (this is not YOU). Oil on panel - Ян Хавикзоон Стен (Лейден 1626 - 1679). "DAT HEB JE NIEТ ("У тебя этого нет!"). Дерево, масло
Jan Havikzoon. Steen (Leiden 1626 - 1679). "Everything turned upside down." Executed in 1663. Oil on canvas. 105x145 cm. Museum of Fine Arts. Vienna. - Ян Хавикзоон Стен (Лейден 1626 - 1679)."Всё вверх дном". Исполнено в 1663 году. Холст, масло. 105x145 см. Музей истории искусств. Вена.
Из журнала "Великие музеи мира" №19 "Музей истории искусств. Вена": 
Табличка в нижнем правом углу гласит: «Если вам сопутствует удача, будьте осторожны». Хозяйка, опьянев, уснула у окна и не знает о хаосе вокруг нее. Дети открывают шкафы, курят трубку, играют с жемчугом матери. Обезьяна, справа вверху, дергает цепи часов, утка лежит на плечах одного из гостей, в то время как хозяин дома любезничает с куртизанкой, которая подмигивает зрителю. Плетеные корзины, свисающие с потолка, содержат, среди прочих вещей, костыль и шпагу, намекая на надвигающееся несчастье, которое угрожает тому, кто злоупотребляет собственным благополучием. Стен превосходно описывает сцену, в которой каждый делает то, что он хочет, выявляя в себе, с одной стороны, талант великого сказочника, с другой, - опытного художника, способного передать различные материалы, такие как стекло, медная посуда, атласные ткани и меха. Художник также показывает замечательное чувство деталей, возникающее в описании скомканной скатерти, абсолютного беспорядка среди вещей, разбросанных на полу в грязи, света, льющегося из окна и рисующего тени на фигурах и лицах персонажей.
Собака ест из тарелки на столе. Семья, описанная Стеном, не была бы полной без животных, как и без детей, следующих по стопам распутных родителей. В другой картине Стен воспроизводит пословицу: «Кто поет, тот и слушает».
«Вино - обманщик», -говорит пословица. Данная фраза относится как к спящей фигуре женщины, так и к паре, расположенной в центре. Художник позволяет напиться мужчине, но не женщине, показывая себя, с одной стороны, моралистом, с другой -веселым и непочтительным зрителем.
Свинья, кроме того, что представляет собой символ алчности и вожделения, здесь намекает на другую известную пословицу: «Не мечите жемчуга вашего перед свиньями». К ней также относится деталь реьёнка, который играет жемчугом матери, как с игрушкой.
Сильвия Боргезе
JAN HAVICKSZ. STEEN (LEIDEN 1626 - 1679).  THE MAY DANCE, SIGNED AND DATED ON THE DOOR LINTEL CENTRE.  Oil on panel - Ян Хавикзоон. Стен (Лейден 1626 - 1679).Можно танцевать. Дерево, масло

JAN HAVICKSZ. STEEN (LEIDEN 1626 - 1679). A GENTLEMAN OFFERING A LADY A GLASS OF WINE WITH A COUPLE MAKING MUSIC AND OTHER TOWNSFOLK IN AN INTERIOR.  Oil on panel. 49x36.6 cm - Ян Хавикзоон. Стен (Лейден 1626 - 1679). Господин предлагает даме  бокал вина. Дерево, масло. 49x36.6 см

JAN HAVICKSZ. STEEN (LEIDEN 1626 - 1679). A GENTLEMAN OFFERING A LADY A GLASS OF WINE WITH A COUPLE MAKING MUSIC AND OTHER TOWNSFOLK IN AN INTERIOR. Oil on panel. 49x36.6 cm - Ян Хавикзоон. Стен (Лейден 1626 - 1679). Господин предлагает даме бокал вина. Дерево, масло. 49x36.6 см. (Фрагмент).

JAN HAVICKSZ. STEEN (LEIDEN 1626 - 1679). A YOUNG GIRL HANDING A COIN TO AN OLD CRIPPLED BEGGAR IN FRONT OF A HOUSE. Oil on canvas. 43.2x33.6 cm - Ян Хавикзоон. Стен (Лейден 1626 - 1679). Молодая девушка перед домом даёт милостыню старому нищему инвалиду. Холст, масло. 43.2x33.6 см

JAN HAVICKSZ. STEEN (LEIDEN 1626 - 1679). `DE DUIVENTIL' - AN ALLEGORY OF LOVE.  Oil on panel - Ян Хавикзоон. Стен (Лейден 1626 - 1679). `DE DUIVENTIL" - Аллегория любви. Дерево, масло

AFTER JAN HAVICKSZ. STEEN (LEIDEN 1626 - 1679). AN INTERIOR OF AN INN WITH FIGURES DANCING, DRINKING AND SMOKING.  Oil on canvas. 89x128 cm - После Яна Хавикзоона Стена (Лейден 1626 - 1679). Помещение с людьми занятыми танцами, выпивкой и курением. Холст, масло. 89x128 см

STUDIO OF JAN HAVICKSZ. STEEN (LEIDEN 1626 - 1679). THE LEAN KITCHEN: AN INTERIOR WITH A STARVING - Студия Яна Хавикзоона Стена (Лейден 1626 - 1679). В кухне: помещение с желающими покушать.

STUDIO OF JAN HAVICKSZ. STEEN (LEIDEN 1626 - 1679). THE LEAN KITCHEN: AN INTERIOR WITH A STARVING - Студия Яна Хавикзоона Стена (Лейден 1626 - 1679). В кухне: помещение с желающими покушать.

суббота, 4 августа 2012 г.

А. Рослин (1718-1793). Портрет Оболенской

А. Рослин (1718-1793). Портрет Оболенской. Холст, масло. Симферопольский художественный музей - Alexander Roslin (1718-1793). Portrait Obolensky. Oil on canvas. Simferopol Art Museum - А. Рослін (1718-1793). Портрет Оболенської. Полотно, масло. Сімферопольський художній музе 
Из «Нового полного биографического словаря русских художников» Э.Г. Коновалова:
"Рослин (Рослен), Александр (1718-1793) - шведский живописец-миниатюрист. В разные годы жил и работал в Германии, Италии, Париже, Швеции. В России работал с 1775 по 1777 год. Исполнил более двадцати портретов представителей высшего придворного круга, в том числе Н.И. панина, И.И. Бецкого (оба - 1777, Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина).  Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, музее «Новый Иерусалим»"
Немного странно, что шведский живописец попал в Словарь русских художников, но на основании этой открытки информацию можно дополнить, т.к. Симферопольский художественный музей тоже располагает картиной этого художника. Если, конечно, она не исчезла за последние двадцать лет. 

пятница, 3 августа 2012 г.

Гавриил Иванович Яковлев (1819-1862). Женский портрет

Гавриил Иванович Яковлев (1819-1862). Женский портрет. Исполнено в 1851 году. Холст, масло. Симферопольский художественный музей - Gavriil Ivanovich Yakovlev (1819-1862). Portrait of a Woman. Executed in 1851. Oil on canvas. Simferopol Art Museum - Гаврило Іванович Яковлєв (1819-1862). Жіночий портрет. Виконано в 1851 році. Полотно, масло. Сімферопольський художній музей
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:
"Яковлев, Гавриил Иванович (1819-1862) - живописец. Учился в Академии художеств. В 1839 году за живописную композицию "Старик"  получил звание свободного художника. С 1853 году - за "Портрет профессора живописи Ф.А. Бруни" (ГРМ). Мастер семейных портретов. имевший много заказов в Петербурге. будучи собственностью заказчиков, его портреты оказались скрытыми от глаз общественности, и этого замечательного художника как бы открыли заново лишь в XX веке. Его работы имеются также в музеях Архангельска, Петрозаводска, Пскова, Ставрополя, Челябинска. "  ... Ну и как видно из в Симферополе тоже.

четверг, 2 августа 2012 г.

Ян Брейгель Младший (Антверпен 1601-1678) и Франс Франкен Младший (Антверпен 1581-1642)

Jan Breughel II (Antwerp 1601-1678) and Frans Francken II (Antwerp 1581-1642). An Allegory of Water and Earth . Oil on panel. 60 x 88.2 cm (detal)- Художники Ян Брейгель Младший (Антверпен 1601-1678) и Франс Франкен Младший (Антверпен 1581-1642). Аллегория Воды и Земли. Дерево, масло. 60 х 88,2 см (фрагмент)

Jan Breughel II (Antwerp 1601-1678) and Frans Francken II (Antwerp 1581-1642). An Allegory of Water and Earth . Oil on panel. 60 x 88.2 cm )- Художники Ян Брейгель Младший (Антверпен 1601-1678) и Франс Франкен Младший (Антверпен 1581-1642). Аллегория Воды и Земли. Дерево, масло. 60 х 88,2 см

среда, 1 августа 2012 г.

Русская живопись XVIII-XIX веков в собрании Государственного исторического музея

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857). Портрет купчихи Киселёвой (фрагмент). Исполнено в 1835 году. Холст, масло. 88x71,2 см. Государственный исторический музей -Vasily Andreyevich Tropinin (1776-1857). Portrait of a widow Kiseleva (detail). Executed in 1835. Oil on canvas. 88x71, 2 cm . State Historical Museum.
Среди многочисленных и разнообразных коллекций одного из самых больших музеев нашей страны — Государственного ордена Ленина Исторического музея — достойное место занимает собрание русской живописи XVIII—XIX веков. Оно отличается от других подобных собраний своеобразием состава. Портреты и архитектурные пейзажи обеих столиц, виды русских городов и усадеб, интерьерные изображения составляют большую его часть. Эти произведения неотделимы от среды своего бытования, от того общекультурного фона, с которым их связывает эпоха.
XVIII век в истории русской живописи можно назвать веком портрета. Искусство портрета, отмеченное первыми успехами еще в петровское время, в середине столетия находит глубокое воплощение в творчестве А. П. Антропова и И. П. Аргунова. Оба мастера работали долго, но в развитии русской живописи они являются «художниками середины века», чье творчество подготовило расцвет русской портретной живописи последней трети XVIII века. В искусстве Антропова национальное своеобразие проявилось наиболее непосредственно и ярко. Лучшим работам Антропова присущи простота, ясность и внутренняя энергия портретного образа. К таким произведениям относится портрет А. И. Колычевой (1768).
Творчество Аргунова значительно более подчинялось «условностям портретного этикета» XVIII века, допускавшего передачу лишь очаровывающих зрителя черт модели, в то время как ее образ в целом остается замкнутым.
Среди вновь открытых за последние десятилетия художников XVIII века один из наиболее интересных М. Л. Колокольников — младший современник и ученик А. П. Антропова. В его искусстве соединяются черты «ученой» живописи и художественного примитива. К кругу Колокольникова относится портрет неизвестного пожилого мужчины (1760-е годы).
Творчество Ф. С. Рокотова — одна из вершин русской живописи XVIII века. Важнейшим художественным средством воплощения образа был для Рокотова колорит. В портрете, недавно определенном как изображение А. К. Васильчиковой (1770-е годы), — это гамма пастельно-голубых и коричневых, как бы тающих красок, передающих утонченность и неуловимость внутреннего мира модели.
Единственный пример работы Рокотова в жанре интерьера — «Кабинет И. И. Шувалова» — дошел до нас в копии, выполненной его учеником А. Зябловым.
Расцвет русской портретной живописи XVIII века связан с именами Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского. Но если художественное наследие Рокотова и Левицкого целиком принадлежит XVIII веку, то работы Боровиковского 1790-х годов знаменуют лишь начало его творчества. «Портрет неизвестной» (1797) отражает новую эстетику — стремление к простоте и естественности бытия, недаром фоном для портретов этих лет художник избирает небо и деревья парка — мотив, созвучный поэтике сентиментализма, во многом определившего культуру конца XVIII века.
Конец столетия отмечен успехами и в жанре пейзажа. Изображения панорам и отдельных уголков дворцовых ансамблей и усадеб получают широкое распространение в творчестве художников различного уровня мастерства. В картине Я. Я. Филимонова «Вид служебных построек усадьбы Надеждино» (1794) сочетаются элементы забавной примитивизации и профессиональное умение передать ощущение простора, освещенного золотистым предвечерним светом.
В это же время вслед за гравюрой складываются традиции городского пейзажа в живописи. Образ старой Москвы создается величественными видами Кремля работы художника Ф. Я. Алексеева. Их отличает документальная точность.
Рубеж XVIII—XIX веков был переломным периодом в русском искусстве. Нормативная классицистическая эстетика изменялась под влиянием новой романтической концепции личности. В портрете Д. Н. Шереметева (1824) О. А. Кипренский одушевляет привычные условные элементы парадного портрета, придавая естественность образу, а всем деталям интерьера — простоту и поэтичность человеческого жилья.
Работавший в эти же годы художник И. Смирновский — автор известного портрета декабриста 3. Г. Чернышева — создал в портрете Е. Д. Долгорукой (1822) образ, исполненный нравственной чистоты и цельности.
В Государственном Историческом музее хранится прекрасная коллекция бытового портрета первой половины XIX века. Это каноническое искусство зарождается еще в конце XVIII века. Оно тесно связано с народной изобразительной традицией и фольклором. Многие произведения отличаются тонкостью художественного решения, поэтичностью образа, свойственными лучшим образцам искусства примитива независимо от степени умения мастера.
Поэзия обыденного, тихие домашние занятия, иногда весьма прозаические, становятся в 1820—1830-е годы распространенной темой для художников, работавших в жанре интерьера. Большинство подобных произведений принадлежит мастерам круга В. Г. Венецианова. Изображения жилых комнат, мастерских, кухонь были очень популярны и дошли до нашего времени во множестве вариантов и копий, нередко выполненных художниками-любителями с известных, но несохранившихся оригиналов. Такова работа П. Бессонова «Мальчик-слуга, метущий комнату» (1836).
Творческое наследие В. А. Тропинина в собрании живописи XIX века занимает одно из центральных мест. Искусство Тропинина воплощает «московскую художественную традицию» не только потому, что мастер более 30 лет безвыездно прожил в Москве, но и по своеобразному настроению его работ. Модели Тропинина отличают свободное, подчеркнуто нечиновное поведение с долей рассеянности или мягкое спокойствие и задушевность. Эти чувства и настроения были присущи именно московской культурной жизни, блестящим и органичным выражением которой и было искусство Тропинина-портретиста. Однако в 1840-е годы художник создает в своих произведениях более сложные психологические образы, обычно это портреты людей, внутренне ему близких. Таков портрет Н. С. Селивановского (1843).
Портрет второй половины XIX века в собрании музея представлен работами художников разных поколений и направлений в искусстве. Исключительное значение для развития русского портрета имело многогранное творчество В. А. Серова. В портрете одного из основателей Государственного Исторического музея И. Е. Забелина (1892) художник создал глубокий образ, близкий реалистическим традициям своего учителя И. Е. Репина.
Художественное и историко-культурное значение памятников живописи XVIII—XIX столетий из собрания музея дополняют друг друга, расширяя наше представление о двух веках русского искусства.
Л. Ю. Руднева Н. А. Перевезенцева
Неизвестный художник круга М.Л. Колокольникова. Портрет неизвестного. Исполнено в 1760-е годы. Холст, масло. 109x86 см. Государственный исторический музей - Unknown artist circle, ML Kolokol'nikova. Portrait of an unknown. Done in the 1760s. Oil on canvas. 109x86 cm The State Historical Museum
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:
Колокольников, Мина Лукич (1708 - около 1792) - живописец. Из крестьян. Учился в Осташкове иконописанию, позже занимался в мастерской И.Н. Никитина, затем у Л.Каравака. Служил живописным мастером в Синоде. Расписывал плафоны, исполнял десюдепорты. Проявил себя самобытным мастером портретной живописи. В Государственном Русском музее имеется исполненный им "Портрет молодого человека в голубом кафтане". 
Неизвестный художник первой половины XIX века. Портрет крестьянки с синим платочком в руках. Исполнено в 1820-е годы. Холст, масло. 70x52 см. Государственный исторический музей - Unknown artist of the first half of XIX century. Portrait of a Peasant Woman with a blue handkerchief in her hands. Done in the 1820s. Oil on canvas. 70x52 cm The State Historical Museum

Неизвестный художник конца XVIII - начала  XIX века. Портрет неизвестной с муфтой.  Холст, масло. 86x71 см. Государственный исторический музей - Unknown artist of the late XVIII - early XIX century. Portrait of an unknown with the clutch. Oil on canvas. 86x71 cm The State Historical Museum
Фёдор Яковлевич Алексеев (1753-1824.Вид Московского Кремля и Каменного моста. Исполнено в 1815 году.  Холст, масло. 80x106 см. Государственный исторический музей - Fedor Yakovlevich Alekseev (1753 1824.Vid Moscow Kremlin and the Stone Bridge. Executed in 1815. Oil on canvas. 80x106 cm The State Historical Museum

В.М. Скородумов. Квартира учеников Академии художеств.  Исполнено в 1834 году. Холст, масло. 50x65,5 см. Государственный исторический музей - V.M. Skorodumov. Apartment students of the Academy of Fine Arts. Executed in 1834. Oil on canvas. 50x65, 5 cm National Museum of History
На открытке не уточнены данные художника, возможно это Василий Михайлович Скородумов - художник первой половины XIX века, в 1834 году удостоенный Академией художеств звания свободного художника портретной живописи. В словаре Э.Г. Коновалова нет данных об этом художнике.