пятница, 7 апреля 2017 г.

Орацио Джентилески - «Благовещение»

Орацио Джентилески (1563-1639)/ Благовещение. Исполнено в 1622-1623 гг. Холст, масло. 289 x198 см. В коллекции Савойской галереи с 1623 г.
Из альманаха «Великие музеи мира» №23 «Савойская галерея. Турин»:
Подаренная Джентилески герцогу Карлу Эммануилу I, картина «Благовещение» была написана в период с конца 1622 до начала 1623 года, во время проживания художника в Генуе. Вместе с сыном художника, Франческо, картина прибыла в Турин в сопровождении собственноручно написанной Орацио запиской от 2 апреля 1623, где упоминается еще одна работа, сюжетом которой являются Лот и его дочери, посланная годом раньше в качестве подарка герцогу, и сегодня идентифицируемая с образцом, хранящимся в Гемальдегалерее в Берлине. «Благовещение» синтезирует уникальный стиль Джентилески, достигающий здесь одной из вершин его творчества. В нем проявляется как изысканная, изначально тосканская культура, так и интерес к натурализму Караваджо, взращенный во время пребывания художника в Риме в конце века. Фигура Богоматери, написанная с большим изяществом, кажется покрытой налетом архаизма, напоминающего о моделях XV века Донателло и Филиппо Липпи, и более поздних - Санти ди Тито. Работа была высоко оценена и быстро нашла свое место в молельне герцогского дворца в Турине. В 1799 году, вместе со многими другими шедеврами Савойской коллекции, она была вывезена во Францию войсками Наполеона, и вернулась только в 1815-1816 годах.
Красота и благородная скромность этой Богоматери вызвали всеобщее восхищение. Поэтому красной нитью в критической литературе проходит уникальное высказывание великого Роберто Лонги, который ощущал свое присутствие при «немыслимой сцене между серьезной дамой и босоногим молодым человеком, одетым в шелка, с двумя огромными крыльями грифа между лопаток».
В работе Орацио Джентилески критики часто — отмечают наличие трогательных натуралистических подробностей (как эта не заправленная кровать), что при использовании света и ясности их передачи напоминает фламандский реализм. Вполне возможно, что художнику удалось полюбоваться примерами голландского искусства, которые находились в Генуе, при этом, заметна близость, обусловленная также личным знакомством, к творениям Ван Дейка.
Присутствие Святого Духа в виде голубя занимает центральное место в иконографии Благовещения. Луч света, направленный на Марию, является примером божественной эманации и переводит слова архангела Гавриила: «Дух Святый найдет на тебя, сила Всевышнего осенит тебя. Тот кто родится, будет святым, и назовется Сыном Божи-им». Окно также входит в состав того же архитектурного комплекса, получившего название «способ восприятия»: посредством него ломаются барьеры между человеческим и потусторонним миром, и повседневная реальность может быть открыта вечности.
Франческа Сальватори

четверг, 6 апреля 2017 г.

Франсиско Гойя - «Портрет графини дель Карпио»

Франсиско Гойя. Портрет графини дель Карпио. Исполнено около 1793 г. Холст, масло 181x122 см В коллекции Лувра с 1942 г., подарок Карлоса де Бейстегви

Из альманаха «Великие музеи мира» №2 «Лувр. Париж»:
Женская фигура, выполненная в период зрелости художника, выделяется своей простотой, сдержанным и почти мрачным видом. Полотно принадлежит к большой галерее великолепных портретов, где проявились наиболее светлые стороны живописи Гойи. Эта работа далека от выражения тревог, жестокостей, страданий и несправедливости, которые, несомненно, составляют фундаментальный аспект творчества мастера. Подобные печальные мотивы можно наблюдать не только в прекрасных рисунках и знаменитых гравюрах, но и в живописи. Но даже в этом ином аспекте мира, в наслаждении грацией и красотой, элегантностью и остроумием, с оригинальной силой выявляются высочайшие достоинства художника. Стройная фигура стоит посреди пустого пространства, почти лишенного ориентиров, и фокусирует все внимание на себе. Гойя сосредоточил свое воображение на участках интенсивного цвета, на платье глубокого черного оттенка, контрастирующего с вуалью и светлым бантом. Очевидно, что параллель с контрастом черной массы волос вокруг светлого, замкнутого и высокомерного лица сделана преднамеренно.

Алессандра Флеголент
Картина выполнена сразу после болезни, которая привела Гойю к глухоте. С 1780 года он стал модным портретистом высшего общества Мадрида, к которому принадлежала и изображенная здесь маркиза де ла Солана и графиня дель Карпио, умершая в тридцать восемь лет в 1795 году. При создании ее портрета мастер использует приемы, проверенные в его светских портретах. Маркиза изображена стоя, в благородно строгих одеждах, где единственной уступкой роскоши является розовый бант. Элегантность фактуры сопровождается психологической глубиной: ее лицо выражает необычайную серьезность и упорство.

См. также:

ФРАНЦИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСЕЕНТЕС (1746-1828)

среда, 5 апреля 2017 г.

Терри Роджерс (1947 г.р.) - «Посторонние в раю»

Terry Rodgers (в. 1947).  STRANGERS IN PARADISE - Терри Роджерс (1947 г.р.). Посторонние в раю

См. также:

Терри Роджерс (1947 г.р.) - «Смена блюд в ресторане»


вторник, 4 апреля 2017 г.

Марсель Меркадо - «Дональд Трамп»

Марсель Меркадо. Дональд Трамп (карикатура). Исполнено в 2015 году
Недавно узнал, что "Один дома -2" далеко не единственный фильм, в котором нынешний хозяин Белого дома играл самого себя. Он сыграл больше десятка ролей в различных фильмах и сериалах. Понятное дело, что сейчас ему не до кино, так как он играет роль президента США, однако это вовсе не значить, что его образ потерян для мира кино. Так сейчас президент Трамп сыграл роль в 20-м сезоне комедийного мультсериала Южный парк, который уже много лет смотрит не только Америка, но и весь мир. В том числе его можно смотреть в русском переводе. 
Марсель Меркадо - современный американский художник, специализирующийся на работе в игровой индустрии, он создаёт образы героев игр, а также спайсы. Карикатура на Трампа - это скорее выражение его позиции, чем "картина на заказ"

Тициан - «Портрет папы Павла III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе»

Тициан. Портрет папы Павла III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе. Исполнено в 1546 г. Холст, масло. 202 х 127 см. Музей Каподимонте в Неаполе (из коллекции Фарнезе)
Из альманаха «Великие музеи мира» №14 «Национальный музей Каподимонте. Неаполь»:
Написанный в Риме в 1546 году, этот портрет является венцом «римского» периода Тициана. Как показывают радиографические исследования, первый вариант картины в большей мере, чем окончательный, несет на себе отпечаток вдохновения, полученного от картины «Портрет папы Льва X с кардиналами» Рафаэля, который уже тогда находился во Флоренции. С него существовало достаточно много копий, одна из которых, кисти Андреа дель Сарто, также хранится в Каподимонте. Несмотря на комментарий Вазари, что «Портрет папы Павла III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе» был написан «замечательно и с большим удовлетворением персонажей», полотно кажется неоконченным, особенно нижняя часть, которая недалеко ушла от состояния наброска. Несмотря на это, работа по праву считается «одним из лучших психологических портретов всех времен», как написал один ученый, который усмотрел в ней отголосок плохих отношений, который в те годы существовали между понтификом и Оттавио. Трудно судить, можно ли назвать взгляд Павла III подозрительным. С уверенностью можно лишь сказать, что амбициозный Оттавио (фигура справа) кажется коварным и угодливо-почтительным. Алессандро, напротив, производит впечатление отдаления от двух фигур, как бы подчеркивая этим свою непричастность к интригам брата, в то время как его выразительный взгляд обращен прямо к зрителю. Вне зависимости от истолкования сюжета, картина, наполненная игрой гармонично сочетающихся красных и белых тонов, остается непревзойденным образцом своего жанра.
Маттиа Гаэта
Духовное лицо высокого сана, Алессандро (1520-1589) был папским легатом, выполнявшим важнейшие миссии, включая попытку примирения между императором Карлом V и Франциском I, королем Франции. Этому щедрому меценату и великому строителю мы обязаны воздвижением церкви и Коллегиума иезуитов в Риме и дворца Фарнезе в Капрарола. У него была внебрачная дочь Клелия, широко известная своей красотой.
В Каподимонте хранятся еще два портрета Павла III, относящиеся более-менее к одному и тому же периоду. Понтифик, изображаемый всегда в виде бодрого и симпатичного старичка, на самом деле представлял собой образец семейственности, приведший к отделению от владений Церкви двух территорий: Пармского герцогства в пользу одного из своих четверых детей, Пьера Луиджи, и герцогства Кастро для своего внука Орацио.
Оттавио (1524-1586), сын Пьера Луиджи, женился на пятнадцатилетней внебрачной дочери Карла V и в сообществе с тестем отстоял права на Пармское герцогство, которое Павел III отдал сыну Пьеру Луиджи. Оттавио сможет вступить во владение им, однако, только после насильственной смерти отца в 1547 году. После смерти Оттавио герцогство перейдет к Алессандро, великому кондотьеру и политику на службе испанцев.
См. также:

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576)

понедельник, 3 апреля 2017 г.

Французский художник Дельфин Энжолрас (1857-1945) - «Зеркало»

Delphin Enjolras (French, 1857-1945). Evening preparations - Французский художник Дельфин Энжолрас (1857-1945). Вечерняя подготовка

Delphin Enjolras (French, 1857-1945). The looking glass - Французский художник Дельфин Энжолрас (1857-1945). Зеркало

воскресенье, 2 апреля 2017 г.

Рафаэль - «Святой Георгий, побеждающий дракона»

Рафаэль. Святой Георгий, побеждающий дракона. Исполнено около 1506 г. Холст, масло 28,5 х 21,5 см Национальная галерея искусств. Вашингтон. Из коллекции Эндрю В. Меллона
Из альманаха «Великие музеи мира» №9 «Национальная галерея искусств. Вашингтон»:
Вторая и более зрелая версия картины «Святой Георгий, побеждающий дракона» заказана Рафаэлю герцогом Урбино Гвидобальдо да Монтефельтро приблизительно в 1506 году. Она послужила подарком, отосланным молодым герцогом, при помощи Бальдасса ра Кастильоне, Генриху VII, после того, как в 1504 году король Англии оказал ему высокую честь, наградив Орденом Подвязки, святым покровителем которого был святой Георгий. То, что заказ имеет прямое отношение к изложенным фактам, подтверждает такая де таль картины, как подвязка на доспехах ноги святого Георгия. На ней читается слово «boni», начало девиза ордена Подвязки - «Honi soit qui mal y pense» («Пусть стыдится подумавший плохо об этом»). Формальные и стилистические элементы произведения согласуются с этой гипотезой. Прежде всего, это пейзаж, очень приближенный к ландшафтам Умбрии. Использована сознательная оркестровка между пространством и фигурами первого и второго плана (святой Георгий на коне с драконом и принцесса на заднем плане). Диагональная линия копья скрещивается с диагональной линией фигуры коня, уравновешенной задними ногами. Художник также символически применяет цвета: зло, воплощаемое драконом в темноте грота, и белизна коня, символ чистоты христианского рыцаря.
Роза Джорджи
Наиболее драматической деталью сцены является поражение дракона, пронзенного копьем святого рыцаря. Чудовищный фантастический зверь, ставший прообразом зла, символически изображен Рафаэлем в самом темном углу сцены.

суббота, 1 апреля 2017 г.

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939). Портрет Сергея Васильевича Рахманинова

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939). Портрет Сергея Васильевича Рахманинова [21.03 (1.04). 1873 г. - 28.03.1943 г.]. Исполнено в 1930 году